Слабоумие, которое можно вылечить

Григорий Горшунин – психотерапевт, гериатр, специалист по эмоциональным расстройствам пожилого возраста.

Слабоумие, которое можно вылечить

Многие уверены, что деменция (или слабоумие) у пожилых людей необратима и с этим остается только смириться. Но это далеко не всегда так. В тех случаях, когда слабоумие развивается на фоне депрессии, оно поддается коррекции. Депрессия может ослабить когнитивные функции и у молодых людей. Объяснения психотерапевта Григория Горшунина.

Городскую культуру захлестнула эпидемия старческого слабоумия. Чем больше становится пожилых людей, тем больше среди них болеющих, в том числе психическими расстройствами. Самое распространенное из них – старческое слабоумие или деменция.

«После смерти отца моя 79-летняя мать перестала справляться с бытом, путалась, не закрывала дверь, теряла документы, несколько раз не могла найти свою квартиру в подъезде», – рассказывает 45-летний Павел.

В обществе существует убежденность, что если пожилой человек теряет память и бытовые навыки, это вариант нормы, часть «нормального старения». А поскольку «от старости лекарств нет», то и лечить эти состояния не нужно. Однако Павел не пошел на поводу у этого стереотипа: «Мы вызвали врача, который выписал лекарства «для памяти» и «от сосудов», стало лучше, но все равно мать не могла жить одна, и мы наняли сиделку. Мама часто плакала, сидела в одной позе, и мы с женой думали, что это переживания из-за потери мужа».

Мало кто знает, что тревога и депрессия выраженно влияют на мышление и память

Тогда Павел пригласил другого врача: «Он сказал, что старческие проблемы есть, но у мамы сильная депрессия». Уже после двух недель успокаивающей терапии начали восстанавливаться бытовые навыки: «Мама вдруг проявила интерес к кухне, стала более активной, приготовила мои любимые блюда, ее взгляд снова стал осмысленным».

Через два месяца после начала терапии Павел отказался от услуг сиделки, с которой его мать начала ссориться, потому что снова сама принялась за хозяйство. «Конечно, не все проблемы решились, – признает Павел, – забывчивость осталась, мама стала бояться выходить на улицу, и мы с женой теперь привозим ей продукты. Но дома она сама заботится о себе, снова начала интересоваться внуками, правильно пользоваться телефоном».

Что же произошло? Неужели деменция отступила? И да и нет. Даже среди врачей мало кто знает, что тревога и депрессия выраженно влияют на мышление и память. Если депрессия вылечена, то многие когнитивные функции могут восстановиться.

ТРУДНОСТИ МОЛОДЫХ

Тренд последнего времени – молодые люди, не справляющиеся с интенсивным интеллектуальным трудом, однако субъективно не связывающие эти проблемы со своим эмоциональным состоянием. Молодые пациенты на приеме у неврологов жалуются не на тревогу и плохое настроение, а на потерю работоспособности и постоянную усталость. Только в ходе продолжительной беседы они понимают, что причина – в их подавленном эмоциональном состоянии.

Александр, 35 лет, обратился с жалобами, что на работе «все валится из рук» и он не может запомнить даже задания: «Смотрю в компьютер и вижу набор букв». У него поднялось артериальное давление, терапевт открыл больничный. Лекарства «для памяти», которые предложил врач, не меняли ситуацию. Тогда Александра направили к психиатру.

«Я боялся идти, думал, что меня признают сумасшедшим и будут лечить так, что я стану «овощем». Но страшные фантазии не оправдались: я сразу почувствовал облегчение. Восстановился сон, я перестал кричать на домашних, а через десять дней меня выписали, и я смог работать даже лучше, чем до этого».

Иногда уже через неделю успокаивающей терапии люди снова начинают ясно мыслить

Осознавал ли Александр, что причина его «слабоумия» кроется в сильных переживаниях? «Я вообще переживающий человек, – смеется он, – обязательный, боюсь на работе кого-нибудь подвести, не заметил, как перегрузился».

Было бы большой ошибкой, столкнувшись с невозможностью работать, паниковать и увольняться. Иногда уже через неделю успокаивающей терапии люди снова начинают ясно мыслить и «справляться» с жизнью.

Но у депрессии в пожилом возрасте есть свои особенности: она может маскироваться под развитие слабоумия. Многие пожилые люди становятся беспомощными, когда на их физически сложное состояние накладываются сильные переживания, которых окружающие часто не замечают, в первую очередь, из-за скрытности самих пациентов. Каково же бывает удивление родственников, когда «необратимое» слабоумие отступает.

В любом возрасте, если начинаются «проблемы с головой», прежде чем делать МРТ, надо проконсультироваться с психиатром

Дело в том, что есть несколько вариантов обратимого или почти обратимого слабоумия. К сожалению, они редко встречаются и редко диагностируются. В данном случае мы имеем дело с псевдослабоумием: расстройством когнитивных функций, связанных с сильными переживаниями, которым сам человек может и не отдавать отчета. Оно так и называется: депрессивная псевдодеменция.

В любом возрасте, если начинаются «проблемы с головой», прежде чем делать МРТ, надо проконсультироваться с психиатром. Помощь может быть или медикаментозной, или психологической, в зависимости от сложности ситуации.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Почему депрессивная псевдодеменция часто в встречается в старости? Сама по себе старость ассоциируется у людей со страданием, болезнями и финансовым неблагополучием. Сами пожилые люди подчас не раскрывают своих переживаний близким из-за нежелания «расстраивать» или казаться беспомощными. Кроме того, они воспринимают свою депрессию как должное, так как всегда можно найти причины хронически подавленного настроения.

Вот девять признаков, на которые следует обратить внимание:

  1. Предшествующие потери: близких людей, работы, финансовой состоятельности.
  2. Переезды на другое место жительства.
  3. Различные соматические заболевания, которые человек осознает как опасные.
  4. Одиночество.
  5. Уход за другими больными членами семьи.
  6. Плаксивость.
  7. Часто высказываемые (в том числе нелепые) опасения за свою жизнь и имущество.
  8. Идеи никчемности: «Я всем надоела, всем мешаю».
  9. Идеи бесперспективности: «Незачем жить».

Если вы находите у близкого человека два признака из девяти, лучше проконсультироваться с врачом, занимающимся пожилыми людьми (гериатром), даже если сами пожилые люди субъективно не замечают своих проблем.

Депрессия сокращает время и качество жизни, как самому человеку, так и его окружению, занятому заботами. Ведь заботиться о депрессивном близком – это двойная нагрузка.